Седативный эффект
Волнение перед операцией, боязнь боли, возможных последствий операции, неуверенность в ее исходе, непривычная обстановка — все это причины резкого эмоционального напряжения, а нередко и тяжелой психической травмы больного. Реакция организма на эмоциональное напряжение в непосредственном предоперационном периоде отражается на деятельности фактически всех систем органов и находит объяснение в возбуждении ЦНС, усиленной деятельности эндокринных желез с выбросом в кровь больших количеств адренергических веществ, дистонии различных отделов вегетативной нервной системы. Более или менее выраженная эмоциональная реакция способствует истощению компенсаторных механизмов, ухудшает течение анестезии, операции и непосредственного послеоперационного периода. Предупреждение таких сдвигов и борьба с ними — одна из задач премедикации.
Для достижения седативного эффекта можно использовать барбитураты большой и средней длительности действия (люминал, нембутал, барбамил), небарбитуровые снотворные (ноксирон, эуноктин), большие и малые транквилизаторы — нейроплегики (аминазин, дипразин, ацепромазин), нейролептики (галоперидол, дроперидол) и атарактики (мепротан, элениум, триоксазин, седуксен).
Наибольшее распространение получили барбитураты — нембутал и люминал. Эти препараты назначают на ночь перед операцией и за 1,5 ч до нее (от 0,1 до 0,3 г) зависит от препарата и степени волнения больного. Больные, постоянно пользующиеся снотворными, нуждаются в большей дозе. Больным с очень лабильной психикой целесообразно назначать на протяжении нескольких дней перед операцией седуксен (по 5 — 10 мг 2 — 3 раза в день) или элениум в той же дозе. При тиреотоксикозе дает эффект применение дипразина (по 25 мг на ночь) или дроперидола (по 2,5 — 5 мг).
Особого рассмотрения заслуживает применение в премедикации анальгетиков из ряда опиатов (морфин, пантопон, промедол), которые до сих пор используют весьма часто. Изменение и усовершенствование техники анестезии, присущие наркотическим анальгетикам побочные действия, способность вызывать у части больных не эйфорию, а дисфорию (морфин, пантопон), очень слабый седативный эффект промедола — все это заставляет отказываться от указанных препаратов. Исключение представляют больные с выраженным болевым синдромом, у которых уменьшение или снятие болей способствует успокоению и усиливает седативное действие других средств. Кроме того, использование опиатов позволяет усилить потенцирующий эффект премедикации.