Аппаратные методы ИВЛ
ПараметрыИВЛ подбирают по минутному и дыхательному объему вентиляции, пиковой величине и кривой давления вдоха и выдоха, продолжительности и соотношению фаз вдоха, выдоха и паузы. Регулировать все перечисленные параметры независимо друг от друга не позволяет ни один из существующих респираторов, поэтому, подбирая один или два параметра ИВЛ, изменяют в нужном направлении остальные.
Минутный объем ИВЛ выбирают по одной из специальных номограмм, например, номограммам Рэдфорда [Radford E.P., 1955], Энгстрема — Герцога [Engstrom С. G., Неrzog P., 1959], составленным с учетом пола, возраста, массы, поверхности тела больного и иногда других показателей. Такой выбор, однако, лишь ориентировочный: полученную по номограмме величину увеличивают или уменьшают на 10 — 20% в зависимости от наличия хронической дыхательной недостаточности, морфологических изменений легких, отклонения температуры тела от нормальной, характера анестезии и операции, применения интубационной или трахеостомической трубки, растяжимых (гофрированных) или жестких соединительных шлангов и т. п. В связи со столь многочисленными поправками объем ИВЛ, выбранный по номограмме, следует корригировать в соответствии с изменениями некоторых функций организма во время ИВЛ. Главным критерием для коррекции являются Р02 и РС02 артериальной крови, ЦВД и другие показатели кровообращения. Важными показателями адекватности ИВЛ являются цвет и влажность кожных покровов и другие клинические данные. ИВЛ по принципу вдувания нефизиологично влияет на вентиляционно-перфузионные соотношения в легких, и более безопасной для больных считают умеренную гипервентиляцию (РСО2 30 — 35 мм рт. ст.), чем гиповентиляцию. Однако выраженная гипервентиляция может нарушить гемодинамику и тканевый метаболизм. При необходимости гипервентиляции следует одновременно увеличивать инструментальное мертвое пространство: тогда большая альвеолярная вентиляция лучше расправляет легкие, а увеличенное дыхательное мертвое пространство предупреждает возникновение гипокапнии.
Во время ИВЛ необходимо для профилактики ателектазов каждые 30 — 40 мин вдувать в легкие утроенный дыхательный объем. В некоторых респираторах (РО-5, РО-6) предусмотрено автоматическое раздувание легких повышенным объемом дыхательной смеси каждые 7 — 8 мин.
Важнейшая мера при длительной ИВЛ — увлажнение дыхательной смеси, потому что газовая смесь попадает непосредственно в трахею; высушивая слизистую оболочку дыхательных путей, она лишает ее антибактериальных барьерных свойств, нарушает дренажную функцию бронхов и способствует обструктивным и воспалительным осложнениям. Наиболее эффективны ультразвуковые генераторы аэрозолей, менее производительны другие увлажнители. Избыточное увлажнение ухудшает растяжимость легких; лишняя вода всасывается в легких, нередко приводя к гипергидратации. Важная мера поддержания нормального увлажнения слизистой оболочки дыхательных путей — использование «искусственного носа». Это емкость с гофрированной фольгой, конденсирующей на себе влагу, благодаря чему ее потери снижаются. Можно инстиллировать жидкость непосредственно в трахею. В некоторых современных респираторах предусмотрены датчики, контролирующие уровень влажности и включающие генератор аэрозолей при недостатке влаги.
Адаптация больного к респиратору (синхронизация с собственными дыхательными движениями) достигается при длительной ИВЛ несколькими методами — суггестивным, отчетливой гипервентиляцией, наркотическими и седативными средствами. Миорелаксанты для адаптации к респиратору следует применять лишь при неэффективности остальных методов. Десинхронизация дыхательных движений больного и респиратора возникает чаще при нарушении герметичности дыхательного контура и гиповентиляции.